,,Я хочу новых ощущений на хорошем уровне, хочу чувствовать интерес и вкус, но у нас в городе практически нет интересных мест с хорошей атмосферой,, - с таким запросом к нам обратился заказчик. Клиент, с которым у нас уже есть опыт сотрудничества, разделяет наши взгляды на дизайн. Его представления о мужественности и брутальности интерьера совпадают с нашими - без явных референсов, он хотел, чтобы декор и текстуры выражали силу и характер, а общий стиль был агрессивно-лаконичным. Чтобы создали плотную атмосферу, одновременно обеспечивая ощущение уединения для каждого посетителя.
История и смысл Меряне или меря — это древнее языческое племя, проживавшее на территории Ярославской, Ивановской и Владимирской областей в середине I тысячелетия н.э. Племя относится к финно-угорской группе. Название происходит от пра-финно-угорского слова «мёри», что значит «человек». Исследователи отмечают, что меряне были последователями культа «синих камней», связанных с именем Укко, верховного божества грозы финской мифологии, имевшего прозвище «Синяя накидка» (Sinivitta).
Ресторан площадью 290 кв. метров расположен в исторической части города Владимир, рядом с Золотыми воротами. Меряне — ресторан русской кухни в авторском прочтении. Он занимает цокольный, первый и второй этажи здания 1787 года постройки в западном крыле Торговых рядов, построенные архитектором Н.П. Фон Берком.
Прежде всего, мы превратили первоначальную идею разделения ресторана на 2 отдельные зоны в концепцию единого пространства. Для нас было важно сделать интерьер привлекательным благодаря своим функциональным сценариям и визуальному содержанию со всех сторон.
В процессе работы вместе с заказчиком мы поняли, что для нас в этом проекте важно создать дизайн, который словно бы уводил за собой в путешествие по векам истории. Мы использовали множество материалов и приемов, которые помогли погрузить гостей в атмосферу загадочности и отсылок к древним временам. Глядя на отражения в нержавеющей стали, застывшие в полупрозрачной смоле арт-объекты и находя пасхалки в неожиданных местах интерьера, гости погружаются в атмосферу времен Мерян.
На первом этаже удалось разместить основной зал с контактной барной зоной и открытой кухней, в результате процесс приготовления пищи превратился в одну из главных достопримечательностей ресторана. Второй этаж — более камерная и располагающая атмосфера для отдыха и общения. Различные варианты посадки — у барной стойки, в диванных зонах, скамьях и на комфортных креслах, также за большими коммунальными - столами обеспечивают вместительность 64 посетителей на обоих этажах. На цокольном этаже расположена зона основного цеха кухни и санузлы. Войдя в компактный вестибюль, гостей встречает гора камней в тускло освещенном и пышно текстурированном пространстве. При ближайшем рассмотрении, становится ясно, что эти «валуны» - аллюзия, на древнюю ловушку для зверя. Каждый камень имеет свою особую роль в этой форме: один служит как приманка, другой – как крышка ловушки перевязанный джутом, третий – как элемент продолжения. На юге Урала нашли валуны, которым оказалось больше сотни лет, мы забрали и отправили на производство. Стойка хостес напоминает о взаимосвязи между человеком и природой, как древние племена использовали ловушки для выживания и как сильно зависели от окружающего мира. Каждый валун несет собственный смысл, призывая гостя заглянуть поглубже в заведение и задуматься над корнями и связью с прошлым.
В реализации индивидуальных изделий мы плотно работали с партнерами, и большинство решений по мебели, освещению и декору были разработаны специально для заведения, например, все изделия из нержавеющей стали или барный остров — по дизайну Raimer Bureau.
Всё пространство ресторана напоминает дом, в котором наслаиваются исторические и современные слои. Для начала, в глаза бросается отсылка к хижине: мы сохранили дубовые балки на потолке и дополнили их резными досками, чем-то схожие с наличниками таких знакомых русских изб. Кроме того, в проекте используются два вида штукатурки. Один из них более фактурный и харизматичный, напоминающий глину с природным землистым оттенком. Мы использовали эту штукатурку для заполнения между балками и на некоторых перегородках.
С другой стороны, на стенах мы применили спокойную и светлую текстуру мазанки. Отдельностоящий барный остров привлекает внимание гостей, на контрасте нержавеющей стали, бетона и природных материалов. Мы уделили большое внимание коллекции алкоголя - он на самом видном месте, красиво подсвечен, полки густо заставлены - что создает ощущение наполненности. Нержавеющая сталь отражает в себе все цвета, оттенки и текстуры, создавая завораживающий эффект.
Часть стойки, за которой сидят гости состоит из разноцветных слоев бетона, которые напоминают срез земли и также отсылают нас к археологии и раскопкам. На столешнице выбиты послания - руны. По такому же принципу исполнили столы, напоминающих первобытную мебель в пещере. Ребята на производстве сбились со счета, сколько раз мы меняли цвет крошки в бетоне, чтобы добиться нужного оттенка.
На каждом из этажей есть посадки за большими столами, украшенные живыми свечами. Это отсылка к очагу, вокруг которого собирались члены больших семей. Раньше персоналу приходилось бегать по этажам. Для удобства официантов в ресторане запроектированы лифты для подачи еды, они работают на три этажа. Также мы сумели вынести раковину напольную на второй этаж - для комфорта гостей. Санузлы продолжают концепцию проекта — они реализованы в общей стилистике, гравюры на стенах созданные по эскизам, воображаемые пространства с лесом, в кабинках которых рассказывают старые сказки — становятся художественным произведением, которое отражает интересы и идеи самого заказчика.
Освещение было запрограммировано компанией "Aledo", которая принимала участие в его проектировании и разработке. Атмосфера в интерьере легко регулируется в течение дня с помощью панели управления. В процессе проектирования мы остановились на цветном свете, чтобы представить быт мерян во время заката. Предложив сценарии освещения для разного времени суток: спокойные и светлые для утра, яркие и смелые для вечеринок. Один из наших любимых элементов в дизайне - шторы, содержащие следы ландшафта, где жили Меряне. Свет проникает сквозь текстуру тканей и мы видим живой закат на черно-белых снимках.