"Современное пространство: Иван-царевич это уже где-то видел", Марина Нгуен
р.
р.
Пролог Несколько лет назад на русском севере, зайдя в местный музей, я впервые увидела мезенскую роспись с ее «мезенскими конями». И каково же было мое удивление, когда я вышла из музея и стала замечать этих коней повсюду, не понимая почему я не видела их раньше. Эту особенность восприятия называют иллюзией частотности, осмысление которой легло в основу моей работы. Она работает и в обратную сторону: чем чаще мы встречаем «новое», тем меньше в нем новизны, оно становится знакомым, привычным, «своим», безопасным, уютным и в конце концов «старым», тем самым открывая возможность для восприятия нового «нового».
Концепция проекта В моей работе элементы «русского стиля» осмысляются как такие, которые в нашем детстве были «новыми», вызывающими неподдельный детский интерес, возможно, даже пугающими и тогда они встречались нам в мире с невероятной частотой. Теперь это уже привычные, родные элементы нашего общего культурного кода, я бы назвала их «ментальным домом» и они же могут помочь «одомашнить» современные, новые пространства. В итоге использование традиционных элементов «русского стиля» может помочь освободить необходимую энергию для «усвоения» нового и позволить этой иллюзии частотности работать на нас. А «русским стилем», в моем понимании, можно назвать схожие образы из нашего общего детства, которые мы воспринимали через сказки, мультики, детские стишки, деревенский быт и другое.
Реализация проекта и эпилог Поскольку усвоение культурных образов происходило на символическом уровне, а не на основе конкретных предметов, я решила выполнить проект с помощью ИИ, так как он как раз не использует конкретную цитату, а переиначивает, давая каждому увидеть в элементах что-то свое, но при этом остается некая общая символическая база. В получившейся композиции центром выступает яркое акцентное изображение петушка золотого-гребешка или жар-птицы из детских сказок – пушкинского, ларионовского и впоследствии образа уже нашей фантазии. На журнальном столике отсылка к девочке с персиками с репродукции на бабушкиной кухне. Еще одним акцентом служит сгенерированная ИИ идея торшера. Это и главка деревянной церкви с ее лемешинками, и сосновая шишка. А рядом на столике тот самый «мезенский конь» с разделочных досок все той же кухни, конечно, и тут модернизированный ИИ на его лад.
Автор проекта: Марина Нгуен, Студентка курса "ВИЗИОНЕР. Искусственный интеллект в дизайне и архитектуре" от Михаила Жилина.