Экспозиция выставки в Архангельском Молодежном театре по проекту "Точки дизайна"

Площадь: 250 кв. м.
Авторы: дизайнер-архитектор Екатерина Фёдорова
Архитектор авторского сопровождения: Галина Тихонова
Арт-директор: Степан Бугаев
Студия «Точка дизайна»
Куратор выставки: Кристина Дрягина
Фотограф: Олег Самойлов

Экспозиция выставки в Архангельском Молодежном театре по проекту Точки дизайна.
Архангельский Молодежный театр — знаковая для всего города культурная институция, которая повлияла на становление нескольких поколений. Он экспериментальный, с яркими и необычными спектаклями, поэтому посвященная его пятидесятилетию выставка должна была запомниться зрителям и перенести их за кулисы.
Руководство театра пригласило куратора Кристину Дрягину, чтобы продумать наполнение выставки «Здесь ничего бы не стояло, если бы не было тебя», которая создавалась вокруг личности руководителя театра — режиссера Виктора Панова.
По словам Кристины, команда «Точки дизайна» разработала шесть новых зон в двух залах историко-архитектурного комплекса «Гостиные дворы». За плечами у студии были несколько успешных проектов экспозиционных пространств, поэтому дизайнеры без сомнений взялись за архитектурное оформление придуманной куратором концепции. Екатерине Фёдоровой предстояло полностью проработать интерьер и планировочное решение, чтобы потом перенести его на объект за короткий период. Монтаж всех конструкций в помещении контролировала Галина Тихонова — вместе с коллегами она часто приезжала в Архангельск из Москвы и осуществляла авторское сопровождение.
Выставку предстояло разместить в ярком объекте исторического наследия 17-го века, статус которого накладывал массу ограничений на работы — например, нельзя было сверлить стены, менять прежнюю отделку и открывать забитые окна. С другой стороны, интересные архитектурные элементы вроде сводчатых потолков могли привнести экспозиции дополнительных смыслов. Большое пространство включало в себя два пустых зала, которые регулярно сдаются разным институциям. Екатерина предложила несколько вариантов зонирования, которые также охватывали внутренний двор. Существующие перегородки нельзя было демонтировать, поэтому отличие между ними заключалось в сценарии движения. В результате заказчикам понравилась задумка с лабиринтом, который будет заканчиваться выходом на улицу. Так, знакомство с экспозицией начинается с «Комнаты Вити», посвященной детским годам художественного руководителя театра Виктора Панова. Самой яркой и трогательной частью пространства здесь становится кровать с медицинским оборудованием. Вместе с другими экспонатами той эпохи она рассказывает о его долгой реабилитации после перелома позвоночника, с которой иногда не справляются даже взрослые. После общения с сильным и деятельным Пановым идея этой композиции пришла сама собой: травма закалила будущего режиссера и открыла ему путь в мир искусства.
Дальше экспозиция превращается в «лабиринт» с фрагментами эпизодов из жизни театра. Из архива зрители попадают в «сокровищницу» выставки — зал с винтажными афишами и видео спектаклей. Здесь расположились столы с бесценными артефактами: документами, брошюрами и фирменными эмблемами.
Вторая половина помещения, отделенная несущей перегородкой, повествует о трех основных периодах в истории Молодежного театра — 90-х, 2000-х, 2010-х годах. Каждую из зон украсили декорации из самых значимых постановок десятилетия, текстовые описания и фрагменты видеосъемки.
Эта захватывающая инсталляция призвана перенести гостей в годы их молодости и юности, напомнить о силе искусства. Финальной точкой здесь выступает небольшой двор — короткий коридор объединил интерьер с экстерьером, а также обеспечил приток свежего воздуха с улицы.
Подобрать подходящие концепции выставки арт-объекты помог опен-колл для современных художников со всей страны. В рамках него авторам предстояло задействовать материалы из экспозиции, чтобы воссоздать этапы жизни театра. Так появились эффектная люстра художницы Саши Нестеркиной, серия работ Ани Берч и инсталляция «Вглубь» от художественного объединения ГУЙ.
Вау-эффекта в этом непростом пространстве дизайнерам удалось добиться за счет необычных инструментов зонирования — летящего текстиля, дверей и перегородок из фанеры. Монтировать ткань заказчики сначала строго-настрого запретили из-за норм пожарной безопасности: решением стала технологичная пропитка. Полупрозрачные полотна задрапировали монументальные конструкции и создали полностью новый образ знакомого горожанам интерьера.
Степан Бугаев предложил использовать предметы местного производства, чтобы сэкономить время на доставке. Изготовлением мебели занимались локальные мастерские: грамотная постановка задач и чуткий контроль студии позволили избежать малейших ошибок. По словам Виктора Панова, в результате предоставленные театру пространства изменились до неузнаваемости силами дизайнеров.
Команда во главе со Степаном Бугаевым почти весь период монтажа находилась в Архангельске, помогая в организации выставки на разных этапах проекта. Экспозиция получилась интерактивной — зрители могут двигать стулья, листать сканы документов и фото на тачпаде или касаться экранов с видео актеров театра. Глубокое погружение в историю обеспечило звуковое оформление. Команда «Точки дизайна» продумала акустику и дополнила каждую зону особыми эффектами.
Так, спектакль о Владимире Высоцком сопровождается звуками дождя, а о Курске — ни на что не похожим напряженным мотивом.
Привлечь внимание к экспонатам помогли сценарии освещения: благодаря трековым лентам с передвижными спотами яркий свет падает только на ключевые объекты. Такое решение кажется более драматичным и сложным на контрасте с полностью светлыми современными галереями. Нелинейное расположение предметов и декораций в полумраке заставляет зрителей посмотреть на искусство с новой точки зрения. Интересно, что все интерьерные решения сохранились и после окончания выставки. Зонирование и системы развески картин теперь могут адаптироваться под разные задумки и становиться частью других экспозиций.


Период: 8-14 июля

Период: ВСЕ РАБОТЫ

Другие работы в номинации: